Эра промышленного бума

1886–1917

Завод принимал активное участие в различных российских выставках, неоднократно награждался правом клеймить свою продукцию Государственным гербом. Металлический завод получил мировое признание за выставленную продукцию на самых престижных международных выставках, в том числе Колумбовой в Чикаго и Парижской. Новаторские смелые решения конструкторов Санкт-Петербургского Металлического завода поставили его в самый авангард машиностроения конца XIX — начала ХХ века.

Металлический завод впервые наладил выпуск отечественных установок для броненосцев

1886

Получен заказ на изготовление трех бронированных орудийных установок (барбетных) для строящегося броненосца «Чесма», каждая рассчитана на два 12-дюймовых орудия.

Это было одновременно большой победой и серьезным испытанием. В России таких сложных устройств еще не делали, и на проектирование, изготовление и сборку отводилось всего 14 месяцев.

За невиданно короткий срок были созданы барбетные установки. Как следовало из заключительного акта комиссии: «..артиллерийские установки хорошо выполняют свое назначение. Механизмы, изготовленные Металлическим заводом, действуют безотказно. Стрельба из орудий порознь, залпами, беглым огнем может вестись беспрепятственно, из любого положения». Акт комиссии означал полный триумф.

Затем последовал заказ на изготовление трех таких же установок для броненосца «Синоп». Этот проект был также полностью, от начала до конца, разработан на заводе. Артиллерийские системы изготовили за год, при этом механизмы, их компоновка и устройство были более совершенны.

 

Сложная башенная установка

1890

Впервые в России заводом изготовлена сложная башенная установка для двух 12-дюймовых орудий для броненосца «Император Николай I». Очередным заказом с более жесткими техническими условиями стали башенные установки для броненосца «Три святителя».

Первая паровая машина

февраль 1890 года

Заводом построена первая паровая машина типа «Компаунд» мощностью 25 лошадиных сил, к 1900-м годам выпущено 16 таких же машин, две по 50 и одна в 100 лс. В 1899 году вступила в строй новая заводская электрическая станция. На ней установили 10 паровых котлов, три паровые машины общей мощностью свыше 1000 лс.

Металлический завод начинает строительство док-мостов

октябрь 1890 года

Возникновение новой специализации: построен плавучий док-мост для Севастопольского военного порта. По собственным чертежам и расчетам были сооружены плавучие док-мосты для вытаскивания на берег миноносцев и других судов в Либаве (ныне Лиепая), Ревеле (Таллин) и для Санкт-Петербургского порта.

На Всемирной выставке в Чикаго

1893

Металлический завод впервые участвует во Всемирной Колумбовой выставке в Чикаго (США) и награждается двумя бронзовыми медалями и Почетным дипломом.

Участие во Всемирной выставке являлось доказательством больших успехов, достигнутых заводом. На заводском стенде было выставлено до ста различных предметов. Среди них: гофрированное железо, железные конструкции, подъемные механизмы, паровые котлы, двигатели, насосы, артиллерийские снаряды и лафеты.

Генеральный комиссар Русского отдела с удовлетворением писал в своем отчете в Департамент промышленности и торговли Министерства финансов: «Второе место в Русском отделе… занимал С.-Петербургский Металлический завод. Он положительно поражал иностранцев чистотою и прочностью своих изделий; много было предметов, впервые виданных иностранцами. Тысячи знатоков дела были в восхищении от экспонатов».

Сотрудничество с военными лазаретами

1894

Завод построил первую камеру нового типа для военных лазаретов. Преимущество нового типа состояло «в безусловной надежности дезинфекции при быстром производстве ея». На следующий год по собственной разработке был изготовлен аппарат для стерилизации и сушки перевязочного материала для хирургической клиники столичного военного госпиталя.

Освоен выпуск подвижных дезинфекторов, предназначенных для полевой службы в армии. На Всероссийской гигиенической выставке в Петербурге за выставленную продукцию в области санитарного дела завод награжден Большой золотой медалью.

Паром через Байкал

октябрь 1895 года

Заводом получен заказ на устройство железнодорожной паромной переправы через озеро Байкал.

Железнодорожное сообщение страны с Дальним Востоком прерывалось у озера Байкал, поезда через огромное озеро переправлялись на пароме. Металлический завод за пять лет построил портал — специальную пристань для причала паромов и передачи на них поездных составов.

 

Собрана первая башенная артиллерийская установка с электрическими приводами

1898

Она предназначалась для броненосца «Пересвет». Позднее такие башни построили для броненосцев «Ослябя», «Победа», «Орёл» и других, принимавших участие в русско-японской войне.

С артиллерийскими установками, построенными металлистами, на Черном море плавали семь боевых кораблей, на Балтике действовали 35 судов — броненосцы, линкоры, крейсеры, канонерские лодки.

Металлический завод стал единственным в стране, самостоятельно разрабатывающим проекты и изготавливающим мощные артиллерийские установки.

Первая отечественная подводная лодка

1906

На Металлическом заводе изготовили одну из первых отечественных подводных лодок. Она вошла в историю мирового подводного кораблестроения как единственный удачный образец подлодки с единым двигателем внутреннего сгорания для надводного и подводного хода.

Начато проектирование и изготовление паровых турбин и генераторов

1907

Создано конструкторское бюро паровых турбин, начато проектирование и изготовление паровых турбин и генераторов, турбонасосов, турбовентиляторов. До 1917 года изготовлено 26 стационарных турбоагрегатов для различных предприятий и 28 судовых турбин.

На Металлическом заводе был изготовлен первый паровой котел для столичной Академии художеств. Завод освоил выпуск паровых котлов различных систем и характеристик и для «гражданского» использования, и для нужд Военно-Морского флота (с 1907 года). Как отмечали современники: «Компанией Металлического завода приготовляются котлы даже весьма сложных, но зато более экономичных по расходу топлива систем, каковые прежде выписывались из-за границы». Котлами завод занимался до начала Великой Отечественной войны.

Изготовлена первая паровая турбина мощностью 200 кВт французской системы «Рато». Машину установили на заводской электростанции. Она давала электроэнергию станкам и освещала мастерские, без перебоев проработала до 1964 года. Первая турбина становилась опытной установкой, постоянно проводились работы по усовершенствованию ее конструкции. Через несколько лет Металлический завод стал выпускать паровые турбины своей собственной марки. До 1917 года было изготовлено 26 стационарных паровых турбин, их максимальная мощность не превышала 9 МВт. Больших успехов завод достиг в производстве паровых турбин для судов Военно-Морского флота. До 1917 года было выпущено 28 таких машин, их общая мощность составила более 300 МВт. Также самостоятельно на Металлическом заводе разработали конструкции турбонасосов для нефтепроводов и морских судов, турбовентиляторов и турбодинамо для эсминцев и миноносцев. Изготовление первой в России паровой турбины и генератора к ней стало крупнейшей технической победой.

 

Заказ на постройку эсминцев

1911–1916

Завод получил заказ на постройку эскадренных миноносцев «Пылкий» и «Быстрый» для Черного моря 12 октября 1911 года и приступил к изготовлению судов для Военно-Морского флота на специально построенной Усть-Ижорской верфи, на месте которой теперь расположен Средне-Невский судостроительный завод. Были оборудованы пять стационарных стапелей.

По правительственной программе усиленного судостроения в 1912–1916 годах завод получает заказы на постройку восьми миноносцев: «Орфей», «Гром», «Забияка», «Победитель», «Летун», «Десна», «Самсон», «Азард» для Балтийского флота. Этими работами загружается весь завод. Суда оснащаются котельным, турбинным оборудованием и вооружением (на верфи строились корпуса судов, и их приводили к причалу на набережной у завода. Здесь устанавливаются главные двигатели — судовые турбины, вооружение, завершается вся оснастка корабля). Эсминцы типа «Орфей» производства Металлического завода оказались сильнейшими представителями этого класса судов в годы Первой мировой войны.

Совместно с Путиловским, Невским и заводом Видона в Херсоне всего было изготовлено восемь эсминцев для Балтийского флота и два для Черноморского. Позднее, после революции, они продолжали находиться в составе Балтийского флота.

Мост императора Петра Великого

1911

В Санкт-Петербурге Металлический завод построил мост императора Петра Великого (спроектирована, изготовлена и смонтирована самая сложная в техническом отношении часть моста — разводная), конструкции двух пролетов Троицкого моста тоже помечены заводской маркой. 

Новое явление в истории русской артиллерии

1916

На морском полигоне состоялись испытания первого железнодорожного артиллерийского транспортера, изготовленного заводом по собственному проекту. Металлический завод впервые установил на специальных железнодорожных платформах две 10-дюймовые пушки береговой обороны. Испытания подвижных батарей дали хорошие результаты, новые системы поступили на вооружение.

Новое время принесло большие перемены. После полутора месяцев противостояния старой дирекции организованная большевиками Рабочая дирекция в соответствии с постановлением Совнаркома от 5 декабря 1917 года временно закрыла Металлический завод.