165 лет Ленинградскому Металлическому заводу
История одного из первых машиностроительных предприятий России
Последние сто шестьдесят лет истории государства Российского были полны драматических событий: страна менялась, происходили войны и политические потрясения. Рука об руку со страной 160 лет развивалось машиностроительное предприятие — Металлический завод, который сегодня может считаться достойнейшим примером служения Отечеству.
Сергей Нефедьевич Растеряев
Основатель Санкт-Петербургского Металлического завода, санкт-петербургский купец первой гильдии и потомственный почетный гражданин, глава фирмы «Сергей Растеряев и сын», существовавшей с 1825 года. Владелец земель, нескольких заводов, домов, торговых помещений, представитель зарождавшейся российской буржуазии.
Создание Металлического завода
Дело купца Сергея Растеряева. Компания Санкт-Петербургского Металлического завода
Современное предприятие было создано на базе Санкт-Петербургского Металлического завода, основанного в 1857 году купцом Сергеем Нефедьевичем Растеряевым.
Завод строил вначале небольшие котлы, приборы отопления, выполнял различные металлические работы. Первоначально завод был кустарной мастерской, но вскоре превратился в акционерное предприятие под официальным названием «Компания Санкт-Петербургского металлического завода» (Устав Высочайше утвержден 20 декабря 1857 года), на котором появились квалифицированные инженеры, приглашенные из Германии.
В 1886 году впервые в России завод изготовил барбетные установки для броненосца «Чесма», позднее освоил выпуск башенных установок с электрическим приводом. Начиная с мелкого производства гвоздей, рессор, мельхиоровых изделий и посуды, завод первым в России освоил производство «телеграфической проволоки», а через 15 лет с момента основания уже занимал лидирующие позиции в отечественном мостостроении. К началу ХХ века завод стал одним из крупнейших предприятий Российской Империи.
От космоса до недр земли
В новой истории Металлический завод стал пионером и основателем одной из самых сложных отраслей тяжелого машиностроения — отечественного турбостроения. После прихода советской власти завод создал первые гидравлические и газовые турбины, обеспечил выполнение почти трети плана ГОЭЛРО.
Во все времена на Металлическом заводе трудились первоклассные специалисты, инженеры и конструкторы, истинные подвижники своего дела. С их именами связаны важнейшие достижения инженерно-технической мысли, которые явились фундаментом для создания и последующего развития промышленности России.
Так, Металлический завод внес существенный вклад в развитие отечественного мостостроения, военного кораблестроения, создания, совершенствования и производства новейших систем тяжелого артиллерийского вооружения, турбостроения, физики высоких давлений, металловедения и многих других отраслей науки и промышленности.
Начало: первые этапы развития
20 декабря 1857 года
Императорским указом был утвержден устав Компании Санкт-Петербургского Металлического завода. Его первую продукцию составляли простейшие изделия из металла: гвозди, рессоры, домашняя утварь. Завод впервые в России наладил производство медной проволоки для телеграфного сообщения, освоил выпуск отопительных приборов и вентиляционных устройств по собственным чертежам. Главные театры, дворцы, музеи, храмы, заводы Санкт-Петербурга стали заказчиками этой востребованной продукции. Постепенно предприятие стало монополистом в этой области и поставщиком Двора Его Императорского Величества.
1867 год
На заводе создано новое производство подъемных механизмов и сооружений. Это бытовые и грузовые лифты, краны различной грузоподъемности и назначения, плавучие док-мосты для портов. В этой области завод также становится монополистом, выпускает продукцию по собственным проектам.
1869 год
Организовано новое важное направление производства — мостостроение. За 30 лет до начала ХХ века завод изготовил более 1350 мостов. На заводе разработаны технические новшества: впервые в России освоено изготовление цельных клепаных балок, начато использование мягкого литого железа вместо сварочного. Раньше других специалисты завода стали вести работы в глубоких кессонах.
1871 год
Возникает новое производство — изготовление крупных металлических конструкций. По собственным разработкам выполнены перекрытия главных залов Зимнего, Мариинского дворцов, Русского музея, музея Суворова, консерватории, шпили и главки храма Спаса на Крови, купола цирка Чинизелли на Фонтанке. Боле 400 высококлассных работ Металлического завода стали образцом точного инженерного расчета и безукоризненного исполнения.
1880 год
Организовано новое производство, ставшее на долгие годы одним из главных, — котлостроение. Завод освоил выпуск паровых котлов различных систем и характеристик для нужд Военно-Морского флота. Котельное производство существовало до начала Великой Отечественной войны.
1886 год
Металлический завод становится поставщиком вооружения для русской армии и флота. Освоен выпуск торпедных аппаратов, мин, фугасных снарядов, первых отечественных барбетных и башенных установок для судов Военно-Морского флота, установок для береговой и горной артиллерии. Впервые в России изготовлены железнодорожные транспортеры.
1906 год
На Металлическом заводе изготовили одну из первых отечественных подводных лодок. Она вошла в историю мирового подводного кораблестроения как единственный удачный образец подлодки с единым двигателем внутреннего сгорания для надводного и подводного хода.
1907 год
Создано конструкторское бюро паровых турбин, начато проектирование и изготовление паровых турбин и генераторов, турбонасосов, турбовентиляторов. До 1917 года изготовлено 26 стационарных турбоагрегатов для различных предприятий и 28 судовых турбин.
1911 год
Завод приступил к изготовлению судов для Военно-Морского флота на специально построенной Усть-Ижорской верфи, на месте которой теперь расположен Средне-Невский судостроительный завод. Совместно с Путиловским, Невским и заводом Видона в Херсоне было изготовлено восемь эсминцев для Балтийского флота и два для Черноморского. Металлический завод оснащал суда котельным, турбинным оборудованием и вооружением.
Металлический превратился в одно из ведущих предприятий России. Принимал активное участие в различных российских выставках, неоднократно награждался правом клеймить свою продукцию Государственным гербом. Получал мировое признание за выставленную продукцию на самых престижных международных выставках, в том числе Колумбовой в Чикаго и Парижской.
Работа по плану ГОЭЛРО
1920–1930-е годы
20 декабря 1920 года на VIII Всероссийском съезде Советов была принята программа электрификации России — план ГОЭЛРО. Металлический завод сыграл ключевую роль в его осуществлении. В 1923 году в Правительстве принято решение сосредоточить все работы по производству паровых и водяных турбин на Металлическом заводе — так был определен профиль предприятия. В 1924 году были изготовлены по собственным проектам первые турбины: паровая мощностью 2 МВт и гидравлическая мощностью 370 кВт.
1930 год
Появился товарный знак завода, автор Д.П. Победимов — инженер-конструктор бюро паровых турбин. Треугольник с тремя вписанными в него буквами «ЛМЗ» уже перед войной стал маркой с мировым именем.
1934 год
Выполнен первый экспортный заказ: завод изготовил паровые турбины мощностью в 1500 кВт для текстильного комбината в Кайсари (Турция). С 1950-х годов поставка турбин на экспорт стала постоянным направлением производства. Благодаря развитию турбостроения на ЛМЗ решена задача освобождения страны от импортного энергетического оборудования.
1938 год
Изготовлена самая мощная в Европе быстроходная паровая турбина мощностью 100 МВт для Сталиногорской ГРЭС (под Москвой). Во время войны турбина была перебазирована в Челябинск. ЛМЗ вышел на второе место в Европе по объему выпуска паровых турбин.
1939 год
Поставлен первый мировой рекорд: изготовлены самые большие и мощные гидравлические турбины в 55 МВт для Угличской и Рыбинской ГЭС Волжско-Камского каскада.
Производственный взлет ЛМЗ прервала война.
Послевоенные годы
Послевоенную историю Металлического завода можно назвать хроникой технических прорывов. Завод разрабатывал и производил оборудование, осваивая все более высокие параметры и характеристики. Изготовлены гидротурбины для возрожденной Днепровской ГЭС. Это был первый важный послевоенный заказ, ранее на ЛМЗ не выпускали турбины мощностью 75 МВт. Создана уникальная серия из 41 поворотно-лопастной гидротурбины мощностью 126 МВт каждая для двух станций: Куйбышевской (ныне Жигулевская) и Сталинградской (ныне Волжская) ГЭС, что стало очередным рекордом по мощности. В 1958 году на Всемирной выставке в Брюсселе модели этой гидротурбины была присуждена высшая премия — Гран-при.
1958 год
Спроектирована и изготовлена легендарная «двухсотка» — паровая турбина ПВК-200 мощностью 200 МВт, положившая начало самой крупной в мире серии машин подобного класса и вошедшая в Книгу рекордов Гиннесса. За совершенство своей конструкции она получила Гран-при на Всемирной выставке в Брюсселе. Создание турбин мощностью 200, 300, 500 и 800 МВт открыло заводу путь к выпуску еще более мощных турбин на сверхкритические параметры пара.
1960-е годы
Завод обеспечил мощным оборудованием крупнейшие гидростанции Сибири. Для Братской ГЭС на Ангаре было изготовлено 18 гидроагрегатов мощностью в 230 МВт. Модель этой турбины также удостоена Гран-при на Брюссельской выставке. Для Красноярской ГЭС на Енисее завод подготовил еще одну рекорд-серию из 12 радиально-осевых гидротурбин в 508 МВт, самых мощных в мире. У завода был построен причал, который мог принять судно для погрузки и транспортировки по Северному морскому пути рабочих колес невиданной массы — 250 тонн.
1957–1967 годы
Первая отечественная газовая турбина ГТ-12-3 мощностью 12 МВт, изготовленная заводом, заработала на Шатской станции подземной газификации углей. А в 1967 году для Краснодарской ТЭЦ была изготовлена самая крупная по тем временам в мире газотурбинная установка ГТ-100-750 мощностью 100 МВт — уникальная как по техническому решению, так и по соотношению мощности и размеров самой турбины. Это был настоящий прорыв не только в отечественном, но и мировом газотурбостроении.
1966 год
Выпущен головной образец радиально-осевого агрегата в 180 МВт для крупнейшей на Африканском континенте Асуанской ГЭС в Египте. Для гидроэлектростанции завод изготовил 12 гидроагрегатов. Для завода это был очередной экспортный заказ: с 1952 года по 1970-е турбины с маркой ЛМЗ поставлялись для Китая, Индии, Польши, Бразилии.
Флагман отечественного турбостроения
1970–1980-е годы
В 1977 году была изготовлена первая радиально-осевая гидротурбина для самой крупной в то время ГЭС на Енисее. На станцию были поставлены 10 турбин максимальной мощностью 650 МВт и два сменных рабочих колеса, которые позволили еще во время строительства станции начать выработку электроэнергии.
Венцом развития конструкторской и технической мысли того периода на ЛМЗ стала паровая турбина мощностью 1200 МВт, лучшая по целому ряду показателей и конструкторских решений. Разработаны и применены уникальные лопатки последней ступени из титанового сплава длиной 1200 мм. Турбина вступила в строй на Костромской ГРЭС в 1978 году. На одном турбинном валу здесь сосредоточена мощность почти всех электростанций плана ГОЭЛРО!
Начато производство мощных быстроходных турбоагрегатов для атомной энергетики. Первую турбину насыщенного пара для АЭС мощностью 1000 МВт завод изготовил для Ровенской АЭС на Украине. В 1980–1990 годах турбинами этой модификации были оснащены Южно-Украинская, Хмельницкая и Калининская АЭС.
Главные проекты первого десятилетия ХХI века — изготовление мощных гидротурбин 330 МВт для Бурейской и Богучанской ГЭС на Дальнем Востоке. Для транспортировки крупногабаритных агрегатов задействован тяжелый грузовой авиатранспорт. На Нижне-Бурейскую ГЭС поставлены четыре гидротурбины мощностью по 80 МВт, которые могут работать в широком диапазоне напоров и исключают протечки масла в воду.
2001 год
Очередной успех на зарубежном рынке — турбины для финских ТЭС «Альхольма» и «Раахе». Оборудование спроектировано и изготовлено с применением последних конструкторских решений и разработок и самых современных технологий. Это совершенно новое прогрессивное направление выпуска паровых турбин для теплоэлектростанций с более высокими параметрами температуры пара и давления, что повышает мощность, надежность и экономичность оборудования.
Осуществлены крупные российские и экспортные поставки мощных быстроходных атомных турбин К-1000 для Китая и Индии. Блоку № 1 и 2 АЭС «Куданкулам» в дальнейшем присуждена премия «Проекты года — 2014» как объектам, которые выражают тренд мировой энергетики: новейшие технологии, позволяющие создавать наиболее чистые и эффективные источники энергии.
2003 год
Создание турбины нового класса К-800-130 для крупнейшего в мире энергоблока БН-800 с реактором на быстрых нейтронах Белоярской АЭС. Уникальная конструкция паровой турбины выполнена на основе самых передовых технологий. Разработан технический проект паротурбинной установки мощностью 1220 МВт с реакторной установкой БН-1200.
2010–2016 годы
Компанией реализован важный инновационный проект — изготовлено новое оборудование для восстановления Саяно-Шушенской ГЭС. Новые десять гидротурбин — это высокий стандарт качества и современные технологии производства. Значительно увеличен срок эксплуатации оборудования — до 40 лет, создано безопасное управление гидроагрегатом во всех режимах, включая нештатные. «Эта действительно масштабная, серьезная работа вывела станцию на совершенно новый качественный уровень» (В.В. Путин).
Разработана широкая номенклатура оборудования для атомных станций. Изготовлены самые быстроходные турбины в мире — К-1200 мощностью 1200 МВт для Белорусской, Нововоронежской и Ленинградской АЭС.
2013–2016 годы
Первый российский проект компании «Силовые машины», реализованный под ключ, — новый энергоблок Благовещенской ТЭЦ на Дальнем Востоке.