Каскад Вуоксинских ГЭС
К юбилею самого мощного каскада Карельского перешейка
В 2007 году «Силовые машины» подписали договор с компанией ОАО «ТГК‐1» на реконструкцию станций Каскада Вуоксинских ГЭС. Этот проект стал одним из самых значимых для «Силовых машин» за последние годы. Реконструкция завершилась 18 декабря 2013 года, когда был торжественно запущен последний из восьми лесогорских агрегатов.
Лесогорская ГЭС и Светогорская ГЭС, входящие в состав Каскада Вуоксинских ГЭС, расположены в Выборгском районе на Вуоксе. Эта самая мощная река Карельского перешейка вытекает из озера Сайма на территории Финляндии и впадает в Ладожское озеро.
Всего на Вуоксе расположены четыре электростанции, из которых две верхние — в Финляндии. Использование реки для работы ГЭС регулируется соглашениями между Финляндией и СССР, заключенными в 1970–80-х годах. Для Карельского перешейка российские станции служат основным источником энергоснабжения: их годовая выработка превышает миллиард киловатт‐часов.
Непростая судьба
Обе российские станции — со своей необычной историей, тесно связанной с военной историей СССР. Лесогорская ГЭС до 1940 года находилась на территории Финляндии — тогда она называлась «Роухиала». Финские специалисты начали ее строительство в 1934 году. В марте 1937‐го был введен в эксплуатацию первый агрегат, а к концу того же года ГЭС вышла на полную мощность. Первоначальное название станция сменила в 1940 году, перейдя к СССР после советско-финской войны. В годы Великой Отечественной войны станция была частично разрушена. Ее начали восстанавливать почти сразу после освобождения Ленинградской области, и 19 декабря 1945 года ГЭС была снова пущена в эксплуатацию.
На сегодня установленная мощность Лесогорской ГЭС составляет 118 МВт, а среднемноголетняя выработка электроэнергии — 613,38 млн кВтч. Светогорская ГЭС расположена выше по течению Вуоксы, у города Светогорск. Также, как Лесогорская станция, она перешла к СССР в 1940 году после советско-финской войны. Ее строительство началось в конце 1930‐х годов по финскому проекту. После присоединения станции к СССР проект был переработан, строительство продолжено. В августе 1941 года ГЭС захватили наступавшие войска Финляндии, и уже финские инженеры продолжили стройку по советскому проекту. В апреле 1944 года они провели пробные пуски оборудования. Однако спустя несколько месяцев недостроенная ГЭС была освобождена советскими войсками, и наши рабочие достроили ее в 1947 году.
В состав каскада станцию включили в 1949 году и тогда же сменили название с «Энсо» на привычное нам. Сегодня ее установленная мощность — 122 МВт, а среднемноголетняя выработка электроэнергии равна 554,6 млн кВтч.
Время обновления
В 2007 году «Силовые машины» подписали договор с компанией ОАО «ТГК‐1» на реконструкцию станций Каскада Вуоксинских ГЭС. Этот проект стал одним из самых значимых для «Силовых машин» за последние годы. С момента ввода в эксплуатацию агрегаты обеих станций отработали более полувека, и назрел вопрос об их замене. Требовалось изготовить восемь новых гидроагрегатов: по четыре на обе ГЭС. Специалисты компании «Силовые машины» выполнили проектирование, производство, испытание и поставку оборудования, провели шеф‐монтажные и пусконаладочные работы.
Узлы для гидроагрегатов производили на ЛМЗ и «Электросиле». Новое оборудование на обеих станциях было идентично, что позволило обеспечить строгое планирование выпуска и равномерную загрузку.
В конце 2009 года был запущен в эксплуатацию первый модернизированный агрегат Светогорской ГЭС. Турбины и генераторы заменили на более мощные: 30,5 МВт вместо 23,25. Особая схема монтажа турбины в бетонном блоке позволила поместить ее в уже существующие строительные конструкции.
Чтобы достичь более высоких показателей, была изменена проточная часть агрегата Лесогорской ГЭС — это потребовало трудоемких буровзрывных работ. Также увеличили число лопастей рабочего колеса, был внедрен уникальный механизм их поворота. В итоге максимальная мощность турбины повысилась более чем на 30% по сравнению с отслужившим агрегатом. Также станции стали намного экологичнее: конструкция новых турбин исключила возможность попадания технического масла в проточную часть.
Завершилась реконструкция каскада 18 декабря 2013 года, накануне Дня энергетика, когда был торжественно запущен последний из восьми лесогорских агрегатов.