Космическая миссия машиностроителей

Встреча трудящихся Ленинградского Металлического завода с Юрием Гагариным

День космонавтики всегда был особенным для «Силовых машин», ведь Ленинградский Металлический завод, входящий в структуру компании, имеет самое непосредственное отношение к подготовке первого полета человека в космос.

Вклад в историю

«Каждый из нас хотел бы быть на месте героя-летчика. С ним в полете были наши сердца», — писал бригадир гидротурбинного цеха А. Ишин. 

У сотрудников Ленинградского Металлического завода был особый повод гордиться первым полетом советского гражданина в космос. Дело в том, что на определенном этапе работ по созданию ракеты возникла потребность поднять в экспериментальных целях стартовое устройство в воздух без помощи двигателей, но осуществить это в условиях полигона было невозможно.

«Как за самого близкого мне человека волновался я, слушая сообщения о том, как проходил полет», — признавался бригадир слесарей-сборщиков паротурбинного цеха А. Николаев.

Как рассказывал впоследствии в книге «Люди и ракеты» сподвижник Сергея Королёва Борис Черток, сложность заключалась в том, что при старте ракета и стартовое устройство составляют единую динамическую систему. И анализ движения ракеты не может проводиться независимо от стартового сооружения, а динамика подвижных частей стартовой системы — без анализа поведения ракеты.

Поиски решения привели конструкторов на Ленинградский Металлический. Здесь, в новом корпусе паротурбинного цеха № 21 (сегодня цех № 201), где в то время собирались орудийные башни главного калибра для морских судов, были подходящая высотная часть, нужное заглубление и все необходимые подъемные краны.

Слава советским космонавтам!

12 апреля 1961 года ликовала, без преувеличения, вся страна, и номер официального печатного органа ЛМЗ — газеты «Турбостроитель», вышедший 15 апреля 1961 года, всецело отражал общий настрой. Полосы газеты были заполнены восторженными письмами работников ЛМЗ; надо полагать, желающих высказаться было значительно больше, чем места для комментариев на газетных полосах.

Под контролем Королёва

По словам Бориса Евсеевича Чертока, осенью 1956 года стартовая система прибыла не на полигон, а на ЛМЗ, где была смонтирована и отрабатывалась с участием сотрудников завода. Специально для этого эксперимента на другом предприятии были изготовлены полномасштабные макеты всех блоков, которые собирали на ЛМЗ. В Ленинграде ракета впервые «встретилась» со своим стартовым устройством. После монтажа установки был произведен пробный «пуск» ракеты: вместо двигателей ее поднял заводской кран.

Отработка ракеты со стартовой системой велась почти круглосуточно. Число обнаруженных при этом проектных и конструкторских ошибок, а также всевозможных замечаний в эксплуатационной документации перевалило за несколько сотен. Сергей Павлович Королёв приезжал на завод, лично контролируя процесс. «Сотни конструкторов, монтажников, проектантов и военных копошились, что-то пилили, подваривали, пересобирали, писали, спорили, совещались», — вспоминал Борис Черток.

Глазами рабочего

Вероятно, Юрий Алексеевич Гагарин запамятовал об этом аспекте «космической» миссии нашего завода, когда, посетив ЛМЗ в августе 1962 года, заявил на встрече с работниками завода: «Здесь не делают деталей космических кораблей, но в завоевании космоса участвует и ваш коллектив. Ведь ваши турбины дают электроэнергию, которая плавит металл для кораблей- спутников».

В тот ранний августовский вечер площадка между дачей Дурново, в которой находился клуб ЛМЗ, и 202-м гидротурбинным (тогда 19-м) цехом была заполнена человеческим морем. На встречу с первым космонавтом планеты пришел весь многотысячный коллектив завода. Перед выступлением Гагарин побывал в цехах, с интересом ознакомился с производством паровых и гидравлических турбин, побеседовал со станочниками.

Кстати, хоть Гагарины и вышли из крестьян, но рабочая жилка в их роду тоже имелась. Дед космонавта Тимофей Матвеевич Матвеев был рабочим Путиловского (ныне Кировского) завода. А сам Юрий Алексеевич учился в Люберецком ремесленном училище № 10, которое окончил с отличием по специальности «формовщик-литейщик», а также в вечерней школе рабочей молодежи и Саратовском индустриальном техникуме.

«Формовщик литейного цеха — профессия не из легких. Она требует не только знаний и опыта, но и большой физической силы», — вспоминал впоследствии Гагарин.

Так что первый космонавт планеты осматривал цеха ЛМЗ не с праздным любопытством туриста и высоко оценил труд заводчан. «Славные дела творятся этим замечательным коллективом! От имени космонавтов желаю и в будущем творить так же славно, как сейчас», — написал космонавт в Книге почетных гостей.