Путешествие по чердакам Эрмитажа
Санкт-Петербургский Металлический завод — поставщик Императорского двора
Многие страницы этой энциклопедии были написаны Санкт-Петербургским, а в последствии — Ленинградским Металлическим заводом.
Не так давно в рамках книжной серии «Залы и здания Эрмитажа», выпускаемой издательством музея, появилась книга «Чердаки Эрмитажа». Ее автор Сергей Маценков, научный сотрудник отдела истории и реставрации памятников архитектуры Эрмитажа, согласился показать, как многие изделия, изготовленные на Металлическом заводе больше столетия назад, служат до сих пор.
Одобрено императором
Дворцовые заказы стали большой удачей для Санкт-Петербургского Металлического завода, который после ряда крупных проектов попал в число поставщиков Двора Его Императорского Величества. Это открывало самые широкие горизонты и становилось своеобразным знаком качества: доверие императора дорогого стоило!
Львиную долю чердачного пространства Эрмитажа занимает стропильная система. В 1840-х здесь было меньше перегородок, помещения были масштабнее. Над некоторыми залами под воздействием снега и ветров произошла деформация стропильной системы, изготовленной Александровским чугунолитейным заводом в 1838–39 годах.
И в 1887 году Металлический завод, возглавляемый талантливым немецким конструктором Отто Егоровичем Крелем, получил крупный подряд. Предприятие взяло на себя обязательства изготовить и установить новые стропила и усилить старые, производства Александровского завода, дополнительными фермами. Общий вес новых конструкций составил свыше девяти тысяч тонн. В качестве опор для них и для укрепления проемов в стенах были использованы рельсы Путиловского завода.
«Интересно была решена задача объединения старых и новых кованых ферм, изготовленных из проката, — комментирует Сергей Маценков. — В качестве деталей сопряжения были использованы многие сотни винтовых домкратов. От старых демонтированных конструкций на некоторых чердаках остались лишь чугунные опорные детали, стоящие у стен».
Сегодня стропила, поставленные «металлистами», сохранились в хорошем состоянии. Однако были и небольшие доработки, выполненные на протяжении XX века, в том числе в ходе восстановительных работ после Великой Отечественной войны.
Финальным аккордом этого заказа для Металлического завода стали работы на чердаке над зрительным залом Эрмитажного театра: здесь деревянная стропильная система сохранялась до 1895–1898 годов. Новая система была изготовлена из изделий прокатного производства — двутавровых балок и уголков разных типов и размеров, а в соединениях использовались заклепки или болты.
«Мастерам удалось создать настоящий шедевр инженерного искусства, — считает Сергей Маценков. — Вся верхняя часть чердачного пространства заполнена изящной и легкой, как паутина, стропильной системой. От нее спускаются вниз многочисленные «струны» — железные полосы, а к ним подвешены потолочные балки. Стропила и конструкции перекрытия зала представляют собой единую систему».
Лифт для царской семьи
Чердачные полы, как в зазеркалье, являются причудливым отражением потолков дворцовых залов. У каждого зала — своя особенность, свой потолок, и пол чердака то проседает, то становится выпуклым.
«В 1886 году инженеры Санкт-Петербургского Металлического завода разработали очень интересное и необычное решение для императора, — продолжает рассказ проводник. — На крупнейшей дворцовой лестнице — лестнице Их Величеств, связывающей три этажа и подвал, — был установлен гидравлический лифт. Было решено расположить цилиндр гидравлической системы лифта сверху, над кабиной. Для этого над лестницей построили высокую башню, которую поставили на огромные железные балки, установленные на чердаке и положенные на капитальные стены. Их размеры сопоставимы, пожалуй, с хорошим железнодорожным мостом!»
Тепло — в каждый дворец
Самым важным проектом, реализованным Санкт-Петербургским Металлическим заводом в Зимнем дворце, стало, безусловно, создание системы отопления и вентиляции.
Еще в конце 1860-х годов по инициативе Отто Креля стало развиваться направление по устройству отопления и вентиляции зданий, разрабатывались схемы и аппараты: завод изготовил пять чугунных печей для Владимирского собора, далее последовали заказы для Виленского собора и манежа при царских берейторских конюшнях.
«Эффективное удобное отопление всегда было проблемой для огромного дворцового здания, — поясняет Сергей Маценков. — В 1895 году в северо-западном ризалите была построена водо-воздушная система отопления и вентиляции с «побудительной тягой» — наиболее совершенная на то время. В ней совмещен принцип амосовского отопления помещений теплым воздухом, использовавшегося до сих пор, с отоплением водяными радиаторами. Все работы выполнил Металлический завод. В световом дворике построили котельную, горячая вода от которой по трубе поднималась на чердак. Там находилась система труб для разводки по радиаторам на этажах в жилых помещениях. В помещения подавался и теплый воздух по каналам внутри стен. Он нагревался в подвалах в специальных кирпичных камерах с чугунными батареями-калориферами, «гармониками». В этих калориферах циркулировала горячая вода, подаваемая из котельной.
Сегодня на чердаке фойе Эрмитажного театра сохранилась деревянная камера с расширительным баком водо-воздушной системы отопления, созданной Металлическим заводом в 1905 году для отопления здания театра.
Чердаки Эрмитажа — еще одна важная страница истории Ленинградского Металлического завода, страница большая и интересная, хоть и закрытая для широкой аудитории. Впрочем, Сергей Маценков надеется, что со временем удастся организовать здесь экспозиции, водить экскурсии.
«Чердачные помещения по-своему красивы, их интерьеры словно открывают перед нами другое измерение, дополняя сложившийся образ Эрмитажа, — говорит он. — Те, кому уже удалось познакомиться с этой скрытой стороной дворцовой жизни, унесли с собой незабываемые ощущения от прикосновения к прошлому».
От люстры до флагштока
Кстати, в те же годы в Эрмитажном театре специалисты завода установили ручную лебедку для роскошной хрустальной люстры. До пожара 1837 года многие люстры имели специальные ворота на чердаке для подъема и опускания, но это единственная дворцовая люстра, имевшая после 1837 года подъемное устройство для очистки и замены свечей. А позднее для замены ламп в других люстрах, висящих на многометровой высоте, служители пользовались большими деревянными лестницами на колесах. Ручная лебедка не сохранилась — в 1989 году ее заменили на электрическую, производства Финляндии.
Еще один важный объект — флагшток высотой 14,5 метра. Изначально он был деревянным, и в 1880-х годах Металлическому заводу было поручено изготовить металлический аналог. В июле 1885 года на чердаке собирали новую «штандартную мачту» — конические трубы котельного железа, склепанные между собой и тщательно очеканенные, с двумя чугунными плитами в своде и основании, а также с «колесами для подъему Императорского штандарту».
К сожалению, за десятилетия коррозия разрушила клепаные швы по всей длине флагштока, и в 2005 году его пришлось заменить аналогом из нержавеющей стали. Кстати, по соседству с помещением, где находится нижняя часть флагштока с удерживающей конструкцией, расположена часовая будка, к которой ведет узкая высокая лестница. За надежной металлической дверью слышится глухой рокот механизмов и мелодичный звон, раздающийся каждые полчаса.