Вклад в дело Победы
За Родину сражались не только на линии огня: передовая ленинградского заводского фронта работала на Победу
С Ленинградского Металлического завода в первые дни войны на фронт ушли три с лишним тысячи человек, около двух тысяч — с «Электросилы», многие — добровольцами. Более 1000 электросиловцев примкнули к рядам народного ополчения. Еще 1300 работников ЛМЗ и около 400 воспитанников ремесленного училища были заняты на строительстве оборонительных сооружений. Каждый из этих людей внес свой неоценимый вклад в дело Победы!
Как будто это было вчера
То солнечное воскресенье — 22 июня 1941 года — изменило все.
— 21 июня я сдала экзамены в училище, а на следующий день по радио было объявлено о начале войны, — вспоминает Антонина Елисеева, большую часть своей жизни проработавшая на «Электросиле». — Тогда я даже не поняла всю серьезность нашего положения.
Как признается ветеран завода, настоящее осознание катастрофы пришло к ней лишь в сентябре 1941 года — во время одной из первых воздушных бомбардировок Ленинграда. В тот момент она находилась на Свеаборгской улице, как раз неподалеку от Бадаевских складов, что стали первой целью немецко-фашистской военной авиации.
— Три немецких бомбардировщика летели так низко, что я даже смогла разглядеть лицо одного из пилотов, которое отчетливо помню и сейчас, — рассказывает Антонина Елисеева. — Склады, где хранились почти все городские запасы продовольствия, превратились в дымящиеся руины. Разумеется, сразу же после этого начался голод. Вот тогда всем нам и стало по-настоящему страшно.
Вместе с родным городом
Петербургские предприятия, ныне входящие в состав «Силовых машин», не просто выживали в страшные годы Великой Отечественной, но и вносили посильный вклад в дело Победы. Отрезанные от коммуникаций, превращенные в руины вражескими снарядами, обескровленные и обессиленные, они продолжали из последних сил обеспечивать Красную армию боеприпасами и необходимым оборудованием. Одни заводчане уходили на фронт и гибли от вражеских пуль, другие падали замертво прямо у своих станков от голода и истощения.
Впервые завод «Электросила» попал под удар немецкой военной авиации 19 сентября 1941 года: на его территории разорвались фугасные бомбы. В общей сложности за время войны на предприятие было сброшено 300 фугасных и зажигательных бомб, здесь разорвалось 500 фугасных и более 1000 осколочных и шрапнельных снарядов. Только за один день 26 января 1943 года бомбежка унесла 26 жизней!
В июле-августе 1941 года часть людей, оборудования и техдокументации «Электросилы» в нескольких эшелонах была эвакуирована вглубь Советского Союза. Большинство работников разместилось на ленинградском заводе «Светлана», где начали производить мины и снаряды для фронта. Туда перевезли часть оборудования.
Война изменила производственный профиль и Металлического завода. В июле 1941-го предприятие получило первое боевое задание — изготовить корпуса и башни для тяжелых танков. Дорог был каждый час…
Служба у станка
Электросиловцев оставалось всего 1300 человек. Прекратилось электро- и водоснабжение, встала заводская котельная. Однако даже в таких условиях завод продолжал работать: по-прежнему действовали цеха фонариков, ремонта корабельных машин — двигателей и генераторов. Для выработки электроэнергии установили аккумуляторную батарею. Заряжалась она при помощи генератора, который приводился в движение небольшим керосиновым двигателем. Заводским кулибиным пришлось проявить дюжую смекалку, чтобы изготовить хитроумное приспособление для ручного вращения станка, на нем велась обработка крупных деталей для корабельных машин. Для освещения цехов жгли трансформаторное масло.
— В 1942 году меня взяли на «Электросилу», в 15‑й цех на участок фонариков, — рассказывает Антонина Елисеева. — В годы блокады мы находились на предприятии практически на казарменном положении: «Электросила» буквально стала для нас домом. Несмотря на юный возраст, работать приходилось по 12, а то и по 14 часов. Конечно, многие не выдерживали такой колоссальной нагрузки, некоторые падали замертво прямо на своих рабочих местах. При этом надо отдать должное администрации завода, которая делала все для того, чтобы поддержать и спасти людей. В здании бывшего детского сада организовали столовую, где нас кормили завтраками и обедами. Да, это была баланда, но она спасла очень многих от голодной смерти.
Есть место подвигу
В самые страшные месяцы войны Ленинградский Металлический завод работал, хотя и из последних сил. Голод уже успел схватить людей за горло и долго не отпускал… Энергоцех № 3, или блок-станция, был сердцем завода: подвиг углевозов и кочегаров, поддерживавших, возможно, единственные оставшиеся котел и турбину во всем Ленинграде, бесценен.
Первой военной продукцией ЛМЗ стали кирки, ломы и лопаты, затем — колючки-«звездочки» для прокола покрышек автомашин, финские ножи и винтовочные штыки; налаживалось изготовление пищевых чугунных котлов и отливка корпусов мин. Осенью 1941 года в цехах продолжилось производство отдельных узлов танков, завод занимался выпуском бронепоездов и бронетранспортеров. В короткие сроки молодыми рабочими, пришедшими из ремесленного училища, было сделано семь тысяч наствольных трубок-глушителей для снайперских винтовок. Бригады металлистов ремонтировали танки прямо на поле боя, участвовали в ликвидации разрушений на кораблях Балтфлота. Всего за годы войны Металлический завод изготовил десятки и отремонтировал сотни тяжелых танков, несколько бронепоездов, выпустил сотни тысяч снарядов и мин.
— Было страшно, но я как-то втянулась. Голодная, изможденная, работать надо было по 12 часов… Мне казалось, что это время никогда не уйдет, останется навсегда, — вспоминает ветеран ЛМЗ Валентина Полякова.
Возрождение. Первые ласточки
Блокада Ленинграда была еще в самом разгаре, когда «Электросила» и ЛМЗ стали одними из первых ласточек возрождения промышленности города
В 1942 году заводы возобновили выпуск профильной продукции. Были восстановлены гидрогенераторы и турбины Волховской ГЭС, демонтированные осенью 1941 года. 23 сентября 1942 года станция начала давать ток, который по кабелю, проложенному по дну Ладожского озера, доставлялся в ленинградские электросети.
Обоим заводам было поручено производство оборудования — гидрогенератора и турбины для Рыбинской ГЭС, питавшей энергией Москву.
При этом даже война не смогла остановить техническую мысль и стремление заводчан к прогрессу. В 1943 году на «Электросиле» произвели первый в Европе синхронный компенсатор с водородным охлаждением мощностью 2 тыс. МВА. И даже то, что во время изготовления корпус компенсатора был трижды пробит осколками снарядов, не помешало завершить работу.
Коллектив ЛМЗ к 1947 году должен был довести годовой выпуск паровых и гидравлических турбин до нескольких сотен тысяч киловатт. Таких темпов производство энергетических машин еще не знало! Все работы велись в жестких условиях послевоенного времени: не хватало оборудования, кадров, топлива, металла… Уже в 1944 году планировалось отремонтировать и укомплектовать турбинами Новомосковскую, Рыбинскую, Днепродзержинскую и другие электростанции. В течение трех кварталов 1944 года турбиностроители удерживали Красное Знамя наркомата и ВЦСПС, которое не уступили никому до конца войны. Так и осталось оно на Ленинградском Металлическом заводе на вечное хранение.