Мечта, которую воплощала вся страна
О Волховской ГЭС, памятнике науки и техники
Модерн на берегах Волхова
Первый проект Волховской ГЭС появился еще в 1904 году, модернизировался в соответствии с изменениями в технике, а в 1914 году появился как итоговый окончательный вариант, по которому ГЭС и была построена. Его автор Генрих Графтио продумал все вплоть до оформления: во время путешествия по Скандинавии русского инженера впечатлили здания в стиле «северный модерн». Идея возведения такой ГЭС при всех своих очевидных преимуществах наткнулась на мощное лобби акционерных обществ, чьи паровые станции обеспечивали Северную столицу электроэнергией. Впускать на рынок конкурента, предлагающего более дешевый ресурс, конечно, никто не собирался.
Все изменилось после октября 1917 года. Новая страна, новые условия — Англия прекратила поставки угля, возникли трудности с транспортировкой угля из Донецка и нефти из Баку. Проект Графтио дождался своего часа: на него обратил внимание Владимир Ленин.
Для возведения станции учредили организацию «Волховстрой». Время было непростое: топливный кризис, лихорадка Гражданской войны, нехватка специалистов и технологий. Значительная часть подряда ушла за границу — основной объем оборудования (турбины, генераторы, трансформаторы, электрооборудование) отдали шведам.
Однако в петроградских рабочих взыграла профессиональная гордость — они заявили о готовности взяться за выпуск машин. И в результате часть заказа таки отдали своим — в работу включились «Электросила», Балтийский и Металлический заводы, «Красный путиловец». Рабочие и инженеры отлично справились с задачей импортозамещения!
Памятник науки
Неслучайно ГЭС признана памятником науки и техники. Таблички 90-летней давности, мраморные панели, необычные фонари, шахматный рисунок пола... Все это создает удивительную, неповторимую атмосферу.
«Мы сохранили тут все, — с гордостью говорит директор музея истории энергетики Северо-Запада Наталья Быстрова. — Большие стрельчатые окна с перегородками, перила на главной лестнице. Мы даже саму лестницу сберегли, хотя там есть сколы на ступенях, которые только подчеркивают ее историчность».
Школа гидростроительства
Волховскую ГЭС западные газеты называли одним из советских чудес.
«Это была мечта, которую воплощала вся страна, — говорит генеральный директор ПАО «ТГК-1» Алексей Барвинок. — В тяжелейшие годы лишений и голода, в морозные зимы и летнюю жару пятнадцать тысяч человек трудились над тем, чтобы укротить реку и заставить ее служить на благо человека».
Неслучайно позднее Волховстрой окрестили школой советского гидроэнергетического строительства. Станция обладает рядом необычных конструктивных решений, ее уникальность видна издалека: она поставлена не строго поперек реки Волхов, а под углом, чтобы разместить больше машин. Сегодня на станции, входящей в состав Каскада Ладожских ГЭС ПАО «ТГК-1», — восемь агрегатов (шесть основных и два вспомогательных). Большая часть — это машины, изготовленные на ЛМЗ и «Электросиле».
«Волховская напоминает единый организм, в котором все переплетено, — рассказывает главный инженер Каскада Ладожских ГЭС Станислав Гуц. — Например, отопление завязано на генерирующее оборудование: на агрегатах нет принудительного водяного охлаждения, применяется воздушное, а нагретый воздух подается на обогрев машинного зала. Другая особенность: как правило, сегодня на станциях каждый агрегат имеет свою систему регулирования и маслонапорную установку, отвечающую за давление в ней. А на Волховской этот вопрос решается за счет одного насоса и сети соединительных трубопроводов — своеобразная пуповина, связывающая все машины».
28 июля 1926 года было открыто сквозное судоходство по Волхову через шлюз ГЭС. В тот же год в ночь на 5 декабря станция начала подачу электроэнергии ленинградским заводам, а 19 декабря при участии членов правительства состоялось ее торжественное открытие — были пущены три первых гидроагрегата. В 1927 году запустили и остальные агрегаты. В самом начале мощность ГЭС составляла 58 МВт, к Великой Отечественной войне она выросла до 66 МВт.
Жизнь, идущая по кабелю
В конце 1941 года немецкие войска стремительно приближались к Волхову, поэтому генерирующее оборудование было демонтировано и вывезено.
В этой работе активно участвовали сотрудники ЛМЗ и «Электросилы». Они же поставили его обратно в 1942-м — ситуация на фронте изменилась, требовалось срочно восстановить электроснабжение Ленинграда. Специалисты смонтировали и запустили три агрегата по 8 МВт. «Кабель жизни», проложенный по дну Ладожского озера, запитал осажденный город от Волховской ГЭС и помог ему выстоять в сложнейший блокадный период.
В октябре 1944 года СМУ № 1 треста «Свирьстрой» Наркомата электростанций завершил восстановление и ввод в строй восьми главных гидроагрегатов станции суммарной мощностью 64 МВт. Полностью ГЭС была восстановлена в победном 1945 году.
Романтик гидроэнергетики
Так называли Генриха Графтио, и он полностью оправдывал свое прозвище. В 1922 году по его настоянию специально для Волховской ГЭС в страну, обескровленную гражданской войной, привезли из Италии каррарский мрамор для машзала, а из Праги — черно-белую плитку для пола. Инженер оказался настоящим перфекционистом, как и архитектор Оскар Мунц, руководивший этим проектом — редчайшим примером так называемого рационализма (конструктивизма 1920-х).
К юбилею станции ТГК-1 открыла монумент в честь строителей и энергетиков Волховской, а ключевым объектом стало одно из первых радиально-осевых рабочих колес ГЭС. Этот 38-тонный чугунный узел с 12 лопастями честно проработал много лет — с 1926 года до реконструкции в 2009 году.
А в здании Волховской ГЭС к юбилею открыли музей истории станции, где представлены уникальные документы, фотографии и технические экспонаты. Отдельное внимание уделено архитектору здания ГЭС Оскару Мунцу, создателю станции Генриху Графтио и его жене и музе Антонине Графтио. В ее честь Генрих Осипович ввел в эксплуатацию и Волховскую, и Нижне-Свирскую ГЭС именно 19 декабря — в день свадьбы супругов Графтио.