Камера, мотор, снято!
На протяжении XX века заводы «Силовых машин» не раз превращались в площадки для киносъёмок. Специально ко Дню российского кино мы подготовили документальный фильм, пройдя по следам некоторых картин.
А вы знаете, где именно на территории Финляндского округа снимали кино с Олегом Янковским и какому предприятию посвящена песня «Нас утро встречает прохладой»? Речь о Ленинградском Металлическом заводе. В его 165-летней истории есть место не только трудовым достижениям, но и различным интересным фактам – например, ЛМЗ не раз становился площадкой для съемок кино.
Этой странице истории завода посвящен документальный фильм, который мы с коллегами выпустили в августе, ко Дню российского кино. Сейчас появился хороший повод напомнить о нем – 2 декабря наш ролик взял «серебро» на Всероссийском конкурсе «Медиалидер» как лучший корпоративный фильм. Второе место по стране – неплохой результат!
Нет смысла передавать его содержание – лучше увидеть своими глазами, но я хотел бы вкратце рассказать о том, как он создавался.
Команда проекта – сотрудники компании «Силовые машины» (в состав которой входит ЛМЗ) и ООО «ПРО-ТВ» – провели настоящее краеведческое исследование: мы осмотрели места съемок в разных цехах, основательно порылись в архивах завода и «Ленфильма».
Фильм «Влюблен по собственному желанию» снимали на ЛМЗ четыре дня: в роторном и ремонтно-механическом цехах. Нам невероятно повезло – удалось выйти на связь с оператором этого фильма Сергеем Астаховым! Сегодня он – корифей кино, оператор-постановщик, в фильмографии которого – культовые картины: «Брат», «Брат 2», «Бедный, бедный Павел». Но «Влюблен…» по-прежнему остается для него особенным фильмом – первым после выпуска из ВГИКа.
Сергей Валентинович приехал по нашему приглашению на ЛМЗ и сразу узнал места съемок: здесь рабочее место Игоря Брагина в исполнении Олега Янковского, здесь к нему подходила журналистка, а возле этого станка он безуспешно пытался «стрельнуть» до получки… Кстати, вот интересный момент: когда Брагин ищет, у кого занять, кажется, что он ходит по одному цеху, на самом же деле сцена снималась в двух цехах, между которыми – порядка 700 м. А станочника, который отказал Брагину в деньгах, сыграл настоящий заводчанин – токарь роторного цеха Петр Смирнов, дважды орденоносец, передовой рабочий.
– Нам разрешали снимать ночью, чтобы не мешать работе цеха, а при чувствительности тогдашней кинопленки это значило, что надо было привезти и поставить несколько тонн осветительной аппаратуры, – рассказал Астахов. – Во время съемок в окна цехов светили снаружи, чтобы создать ощущение дня, внутри расставляли осветительные приборы. Были сложности с освещением зеленых заводских станков, это такой ненавистный цвет для советской пленки: он очень сложный, и при различных спектрах освещения может быть и нормальным, и таким, что глаз вырви.
На ЛМЗ до сих пор можно найти работников, которые помнят те самые съемки. Например, токарь цеха роторов Олег Санников:
– Пришел в вечернюю смену, у нас как раз проходили съемки. И вот я иду к станку, а он идет мне навстречу. В шапочке, в куртке рабочей, сосредоточенный. Я смотрю, что-то знакомое… Когда уже поравнялись, узнал, что это Янковский.
Еще до официального выхода на экраны «Влюблен по собственному желанию» показали на ЛМЗ, в актовом зале Инженерного корпуса – 40 лет назад, летом 1982-го. Во время показа то и дело раздавались аплодисменты: заводчане приветствовали кадры с коллегами и знакомыми цехами.
Если «Влюблен…» посвящен человеческим отношениям, то в основе фильма «Встречный» (1932-й) – история создания первой отечественной паровой турбины мощностью 50 тыс. кВт, которая стала ступенькой к дальнейшему наращиванию мощностей паровых турбин ЛМЗ.
Случилось это в 1931 году. Машину АК-50-1 освоили в короткие сроки, не останавливая при этом производство менее мощных турбин, на 24 тысячи кВт: заводчане торопились выполнить встречный промфинплан (отсюда и название фильма).
Достижение было настолько значимым, что о выполнении плана решили снять художественный фильм, который так и назвали – «Встречный». Он стал одной из первых в стране звуковых картин, или, как тогда говорили, «говорящей фильмой». А сняли его всего за три месяца!
События происходят в одном из первых цехов ЛМЗ (здание сохранилось), но снимали не здесь. В самом большом звуковом павильоне ленинградской кинофабрики, размером с половину футбольного поля, построили копию заводской площадки. Шум станков и слесарных инструментов записывали с помощью инструментов музыкальных. Музыку к песне из фильма написал Дмитрий Шостакович, а текст – Борис Корнилов:
Нас утро встречает прохладой,
Нас ветром встречает река,
Кудрявая, что ж ты не рада
Веселому пенью гудка?
В фильме есть интересная нестыковка. АК-50-1 рассчитана на 1500 оборотов в минуту, а в кадре тахометр во время испытаний показывает в два раза больше. Дело в том, что фильм снимали позже 1931-го, когда на испытательном стенде тестировали турбины на 3000 оборотов – одна из них и «сыграла» роль своей предшественницы.
После финальных испытаний АК-50-1 отправилась на Дубровскую ГРЭС, где честно отслужила 60 лет. А потом вернулась на ЛМЗ, где была установлена в качестве памятника у входа на завод, сразу за проходной…
Были в истории ЛМЗ и другие пересечения с миром кино. Например, великий русский писатель Андрей Платонов, на рубеже 20-х – 30-х работавший на заводе, написал сценарий «Турбинщики» – правда, фильм не был снят. Фридрих Эрмлер, один из авторов «Встречного», в 50-е работал над кино о строительстве Цимлянской ГЭС. Эпизоды о создании гидротурбины планировали снимать на ЛМЗ, но еще не законченную картину положили на полку.
Приглашаю вас посмотреть наш фильм! Речь в нем идет и о другом предприятии «Силовых машин» – заводе «Электросила», но я намеренно акцентировал сейчас внимание на ЛМЗ, учитывая, что аудитория газеты – Финляндский округ. Добавлю еще, что работа над этим роликом подарила нам много светлых впечатлений – надеюсь, вы тоже получите их при просмотре.