От войн и революций — к эпохе ГОЭЛРО
1917–1941
В 1920 году утвердили план ГОЭЛРО, а уже к 1930 году было построено более 30 тепловых и гидроэлектростанций, многие из которых функционируют по сей день. Первенец ГОЭЛРО, Волховская ГЭС заработала в 1926 году. В период индустриализации развивается машиностроение, причем с 1934 года советская энергетика уже не была полностью зависима от импортного оборудования — советские конструкторы и производители турбин освоили собственное производство. В предвоенные годы завод «Электросила» выпустил 122 турбогенератора, несколько типов гидрогенераторов, в том числе для Рыбинской, Угличской, Земо-Авчальской ГЭС, большое количество электродвигателей и аппаратуры.
Рождение легенды
1918
В июле 1918 года в Кремле состоялся разговор инженера-энергетика Генриха Осиповича Графтио с новым главой государства В.И. Лениным. «Разговор, продолжавшийся несколько минут, решил дело, — вспоминал позднее инженер. — Будем строить Волховскую станцию!» Наряду с Волховской было решено построить несколько электростанций для крупнейших промышленных центров страны: в Подмосковье — Каширскую (12 тыс. кВт) и Шатурскую (5 тыс. кВт), в Петрограде — «Уткину заводь» (20 тыс. кВт).
Завод обрел свое имя
1922
В конце 1922 года, к пятилетию образования Советской республики, было принято решение переименовать ряд промышленных предприятий. По предложению Леонида Борисовича Красина завод динамо-машин получил название «Электросила». Официальное название закреплено за заводом в 1922 году, и именно под этой маркой создавалась научно-техническая школа отечественного электромашиностроения, ее специалисты принимали участие в реализации плана ГОЭЛРО, разработав первые отечественные гидрогенераторы.
Изготовление первых турбо- и гидрогенераторов
1924
Производство двигателей для трамваев
1923–1925
Заводу поручено наладить производство трамвайных двигателей для восстановления трамвайного движения в Петрограде, Москве и Ташкенте.
Оснащена Волховская ГЭС
1926
19 декабря 1926 года состоялся торжественный пуск Волховской ГЭС. Четыре гидрогенератора для станции изготовили на «Электросиле». Таких машин в Европе еще не производили: наружный диаметр волховского генератора составлял 10 метров, вес — 250 тонн. В создании уникальных машин принимали участие многие ленинградские заводы: в их числе Ленинградский Металлический, Балтийский и «Красный путиловец». Параллельно разработку и производство пяти гидрогенераторов для Волховской ГЭС вела шведская компания ASEA. Машины, изготовленные на «Электросиле», продемонстрировали лучшие, чем у шведских, технико-экономические показатели (коэффициент полезного действия, меньший нагрев обмотки возбуждения ротора, меньшая масса).
Крупные заказы
1926–1927
Заводская многотиражка
1927
Начат выпуск заводской многотиражной газеты «Электросила». Главным редактором газеты в 1930-х годах работала О.Ф. Берггольц.
Время масштабного развития
1930
При «Электросиле» открылся Ленинградский электромашиностроительный техникум (ЛЭМСТ). Первое время в нем обучалось 4 группы студентов без отрыва от производства. ЛЭМСТ готовил кадры по специальностям «Электромашиностроение», «Электроаппаратостроение», «Обработка металлов резанием». В 1934 году было открыто и дневное отделение; прием увеличился до 8 групп ежегодно по тем же специальностям.
В феврале 1930 года на заводе было организовано Общезаводское бюро исследований (ОБИС), которое возглавил Роберт Андреевич Лютер, впоследствии бессменный шеф-электрик завода. В электротехническом отделе ОБИСа было несколько групп: расчета и испытаний серийных машин переменного тока, исследований турбо- и гидрогенераторов, исследований коммутации машин постоянного тока, метрологии и магнитных измерений. Исследования конструкторов «Электросилы» заложили фундамент теоретической базы отечественного электромашиностроения.
К 1 мая 1930 года досрочно сдан новый корпус по производству турбо- и гидрогенераторов (турбокорпус). Новое производственное помещение впечатляло масштабом: длина двух параллельных пролетов — 135 метров, ширина каждого — 28 метров. Общая производственная площадь — 12 тыс. квадратных метров.
В 1930 году также была разработана эмблема завода.
Электропривод для первого блюминга в СССР
1931–1932
Выполнен заказ Днепрогэса
1933
«Электросила» выполнила заказ по производству гидрогенераторов для Днепрогэса. Изготовление машин велось с 1930 года по технической документации американской фирмы General Electric. По условиям контракта «Электросила» должна была изготовить 4 машины мощностью 77,5 тыс. кВА массой 825 тонн, остальные 5 генераторов производила американская компания. Опыт электросиловцев получил международное признание. На 5-й международной электротехнической конференции в Париже о генераторах Днепрогэса говорили как о крупном достижении мировой электротехники.
Рекордный турбогенератор для Сталиногорской ГЭС
1937
Благодаря успешному развитию «Электросила» уже начиная с 1930-х годов начала экспортировать свою продукцию. Продукция завода известна более чем в 80 странах Западной и Восточной Европы, на Ближнем Востоке и в государствах Юго-Восточной Азии, в Южной и Северной Америке и Африке.