От войн и революций — к эпохе ГОЭЛРО

1917–1941

В 1920 году утвердили план ГОЭЛРО, а уже к 1930 году было построено более 30 тепловых и гидроэлектростанций, многие из которых функционируют по сей день. Первенец ГОЭЛРО, Волховская ГЭС заработала в 1926 году. В период индустриализации развивается машиностроение, причем с 1934 года советская энергетика уже не была полностью зависима от импортного оборудования — советские конструкторы и производители турбин освоили собственное производство. В предвоенные годы завод «Электросила» выпустил 122 турбогенератора, несколько типов гидрогенераторов, в том числе для Рыбинской, Угличской, Земо-Авчальской ГЭС, большое количество электродвигателей и аппаратуры.

Рождение легенды

1918

В июле 1918 года в Кремле состоялся разговор инженера-энергетика Генриха Осиповича Графтио с новым главой государства В.И. Лениным. «Разговор, продолжавшийся несколько минут, решил дело, — вспоминал позднее инженер. — Будем строить Волховскую станцию!» Наряду с Волховской было решено построить несколько электростанций для крупнейших промышленных центров страны: в Подмосковье — Каширскую (12 тыс. кВт) и Шатурскую (5 тыс. кВт), в Петрограде — «Уткину заводь» (20 тыс. кВт).

Завод обрел свое имя

1922

В конце 1922 года, к пятилетию образования Советской республики, было принято решение переименовать ряд промышленных предприятий. По предложению Леонида Борисовича Красина завод динамо-машин получил название «Электросила». Официальное название закреплено за заводом в 1922 году, и именно под этой маркой создавалась научно-техническая школа отечественного электромашиностроения, ее специалисты принимали участие в реализации плана ГОЭЛРО, разработав первые отечественные гидрогенераторы.

Изготовление первых турбо- и гидрогенераторов

1924

Под руководством А.С. Шварца и М.И. Московского изготовлены первые турбо- и гидрогенераторы: турбогенератор мощностью 500 кВт для Гомельской и два мощностью 1500 кВт каждый для Омской ТЭС.  

Производство двигателей для трамваев

1923–1925

Заводу поручено наладить производство трамвайных двигателей для восстановления трамвайного движения в Петрограде, Москве и Ташкенте.

Оснащена Волховская ГЭС

1926

19 декабря 1926 года состоялся торжественный пуск Волховской ГЭС. Четыре гидрогенератора для станции изготовили на «Электросиле». Таких машин в Европе еще не производили: наружный диаметр волховского генератора составлял 10 метров, вес — 250 тонн. В создании уникальных машин принимали участие многие ленинградские заводы: в их числе Ленинградский Металлический, Балтийский и «Красный путиловец». Параллельно разработку и производство пяти гидрогенераторов для Волховской ГЭС вела шведская компания ASEA. Машины, изготовленные на «Электросиле», продемонстрировали лучшие, чем у шведских, технико-экономические показатели (коэффициент полезного действия, меньший нагрев обмотки возбуждения ротора, меньшая масса).

Крупные заказы

1926–1927

«Электросила» поставила заказчикам 29 турбогенераторов общей мощностью 57,7 тыс. кВт, шесть гидрогенераторов мощностью около 40 тыс. кВт, 3 тыс. трансформаторов общей мощностью свыше 500 тыс. кВт.

Заводская многотиражка

1927

Начат выпуск заводской многотиражной газеты «Электросила». Главным редактором газеты в 1930-х годах работала О.Ф. Берггольц.

Время масштабного развития

1930

При «Электросиле» открылся Ленинградский электромашиностроительный техникум (ЛЭМСТ). Первое время в нем обучалось 4 группы студентов без отрыва от производства. ЛЭМСТ готовил кадры по специальностям «Электромашиностроение», «Электроаппаратостроение», «Обработка металлов резанием». В 1934 году было открыто и дневное отделение; прием увеличился до 8 групп ежегодно по тем же специальностям.

В феврале 1930 года на заводе было организовано Общезаводское бюро исследований (ОБИС), которое возглавил Роберт Андреевич Лютер, впоследствии бессменный шеф-электрик завода. В электротехническом отделе ОБИСа было несколько групп: расчета и испытаний серийных машин переменного тока, исследований турбо- и гидрогенераторов, исследований коммутации машин постоянного тока, метрологии и магнитных измерений. Исследования конструкторов «Электросилы» заложили фундамент теоретической базы отечественного электромашиностроения.

К 1 мая 1930 года досрочно сдан новый корпус по производству турбо- и гидрогенераторов (турбокорпус). Новое производственное помещение впечатляло масштабом: длина двух параллельных пролетов — 135 метров, ширина каждого — 28 метров. Общая производственная площадь — 12 тыс. квадратных метров.

В 1930 году также была разработана эмблема завода.

 

Электропривод для первого блюминга в СССР

1931–1932

Коллективом «Электросилы» разработан и изготовлен электропривод для первого советского блюминга — прокатного стана Златоустовского металлургического завода.

Выполнен заказ Днепрогэса

1933

«Электросила» выполнила заказ по производству гидрогенераторов для Днепрогэса. Изготовление машин велось с 1930 года по технической документации американской фирмы General Electric. По условиям контракта «Электросила» должна была изготовить 4 машины мощностью 77,5 тыс. кВА массой 825 тонн, остальные 5 генераторов производила американская компания. Опыт электросиловцев получил международное признание. На 5-й международной электротехнической конференции в Париже о генераторах Днепрогэса говорили как о крупном достижении мировой электротехники.

Рекордный турбогенератор для Сталиногорской ГЭС

1937

Завершено изготовление турбогенератора мощностью 100 тыс. кВт с частотой вращения ротора 3000 оборотов в минуту и косвенным воздушным охлаждением для Сталиногорской (Новомосковской) ТЭС. Появление этой машины стало своеобразным рекордом — в мире ничего подобного не производили.  

Благодаря успешному развитию «Электросила» уже начиная с 1930-х годов начала экспортировать свою продукцию. Продукция завода известна более чем в 80 странах Западной и Восточной Европы, на Ближнем Востоке и в государствах Юго-Восточной Азии, в Южной и Северной Америке и Африке.