Алексеев Александр Емельянович

1891–1975

Выдающийся отечественный ученый-электротехник

Советский электротехник, один из основоположников отечественной школы электромашиностроения, член-корреспондент Академии наук СССР, дважды лауреат Сталинской премии (1949, 1951), доктор технических наук, профессор.

В 1923 году А.С. Шварц пригласил на завод «Электросила» талантливого конструктора А.Е. Алексеева руководить вновь созданным отделом новых конструкций. Под руководством главного конструктора А.Е. Алексеева были разработаны первенцы советской энергетики: гидрогенераторы для Волховской, Свирской, Днепровской ГЭС, первые советские трамвайные электродвигатели, мощные для того времени турбогенераторы. Спроектированные А.Е. Алексеевым электрические машины не уступали зарубежным аналогам.

При его непосредственном участии на «Электросиле» были приняты важные технические решения, определившие дальнейшее развитие отечественной электротехнической промышленности на годы вперед.

Начиная с 1933 года и почти сорок лет Александр Алексеев бессменно руководил кафедрой «Электрические машины» в ЛИИЖТе. О его выпускниках с уважением говорили — «Алексеевская школа».

Будучи хорошим спортсменом, Александр Емельянович не стыдился вместе со студентами защищать честь факультета в спортивных соревнованиях и часто выигрывал заплывы у своих куда более молодых соперников, а проигрывая, не отчаивался, обещая на следующих соревнованиях взять реванш. Также Алексеев увлекался альпинизмом. Кандидат в матера спорта СССР по альпинизму, он начал увлекаться горами в 1920–1930-х годах.

Александра Емельяновича отличали огромная работоспособность, поразительная научно-техническая интуиция, широта взглядов и разносторонность интересов. Он хорошо владел иностранными языками. Поэтому его командировки в электротехнические фирмы Швеции, Германии, Швейцарии, Чехословакии, США, Франции и других стран были весьма результативными.

Среди многочисленных печатных трудов А.Е. Алексеева важнейшее значение имеют монографии «Тяговые электрические машины» и «Конструкция электрических машин». Обе книги переиздавались в СССР пять раз и были переведены на иностранные языки. За книгу «Конструкция электрических машин» А.Е. Алексееву была вторично присуждена Государственная премия (1951 год).