Шварц Адольф Селестинович

1878–1950

Инженер-электротехник

Швейцарский инженер-электротехник, один из основателей российского энергетического машиностроения, член комиссии ГОЭЛРО.

Еще в 1915 году Адольф Шварц, ведущий инженер швейцарской фирмы «Боун-Бовери» (г. Баден), где строили крупнейшие турбо- и гидрогенераторы, перебрался в Ревель и поступил на завод «Вольта». Завод, начавший работать в 1901 году, принадлежал акционерному обществу, в состав которого входили Карл и Христиан Лютеры, Рижский коммерческий банк, а также ряд фирм Ревеля и Риги. Здесь выпускали динамо-машины, электродвигатели, выполнялись электромонтажные работы. При активном участии А.С. Шварца были разработаны жизненно необходимые русскому флоту проекты турбогенераторов и даже получены первые поковки роторов. Однако в 1917 году фронт приблизился к городу, и завод «Вольта» срочно эвакуировали на Урал. Шварц с супругой переехали в Петроград. Пока решался вопрос, где же делать турбогенераторы, Шварц поступил на службу в правление фирмы «Сименс-Шуккерт».

С началом 1919 года А.С. Шварца пригласили техническим директором на завод динамо-машин фирмы «Сименс-Шуккерт». На этот момент Адольф Селистинович был единственным в Советской России специалистом с опытом работы на крупном электромашиностроительном производстве. Его стараниями завод быстро обогатился квалифицированными кадрами, была создана передовая по меркам своего времени технология. В 1922 году завод «Сименс-Шуккерт» переименовали в «Электросилу». 

Его усилиями в начале 1920-х годов на заводе был создан высококвалифицированный инженерный коллектив и научно-исследовательская база. Это позволило поднять производство на более высокий уровень и выполнить заказ по созданию первых советских гидрогенераторов для Волховской ГЭС, а затем, в 1928 году, генераторов для Днепровской ГЭС, по ряду показателей превосходивших американские аналоги. Именно благодаря настойчивости Шварца ему и его сотрудникам удалось одержать эту крупную победу — «Электросиле» было поручено изготовление четырех гидрогенераторов для Волховской ГЭС.

В начале 1920-х годов на завод стали возвращаться квалифицированные рабочие и инженеры. Именно тогда Шварц пригласил на «Электросилу» инженеров-электриков Р.А. Лютера — для ведения электрических расчетов, А.Е. Алексеева в качестве главного конструктора по новым машинам, М.П. Костенко и Д.В. Ефремова — для исследования электрических машин. Этим молодым инженерам и конструкторам выпала честь стать основоположниками советской научно-технической школы электромашиностроения, руководителем которой стал М.П. Костенко.

Знавшие А.С. Шварца отмечали его высокую общую культуру, огромный производственно-технический кругозор, непререкаемый авторитет, которым он пользовался в коллективе, его талант руководителя. Диапазон его обязанностей в период восстановления «Электросилы» был необычайно широк — он руководил техническими службами, приглашал на работу новых сотрудников, организовывал новые и расширял старые лаборатории (например, по исследованию электрических машин, металлов и так далее). В выборе новых сотрудников сказалось громадное чутье Шварца, сумевшего создать на заводе высокопродуктивный коллектив ученых, инженеров, конструкторов и рабочих. Тем самым он в значительной степени способствовал созданию базы для зарождения советской научной школы электромашиностроения.

Большая заслуга принадлежит А.С. Шварцу  в создании машин для металлургии. Под его руководством и при непосредственном участии на «Электросиле» были разработаны машины для первого советского блюминга.

В самом начале 1930 года Адольфа Шварца арестовали. Ареста этого, вероятно, ждали. Его содержали в тюрьме «Кресты», и его супруга Эрна Юльевна регулярно носила передачи на Арсенальную набережную. Адольф Селистинович был человеком немногословным и терпеливым, с острым умом, формулировавшим логически безукоризненные, математически выверенные построения. На допросах все обвинения он категорически отрицал и ничего не подписывал. По всей видимости, это его и спасло, последним аргументом инженера стала большая хрустальная чернильница, которую он схватил со стола и запустил в голову следователя — удивительно, но Шварца выпустили.

В 1937 году А.С. Шварца снова арестовали и вновь освободили, в значительной мере благодаря подписанной Серго Орджоникидзе справке, которая характеризовала заключенного «как лучшего советского инженера». Адольфу Селистиновичу, сохранившему гражданство Швейцарии, разрешили покинуть СССР и даже выделили железнодорожный контейнер для имущества. Через Эстонию семья Шварц вернулась на родину. В Советскую Россию один из основателей отечественного энергетического машиностроения никогда не возвращался — до самой своей смерти.