Дукельский Александр Григорьевич

1872-1948

Технический директор Металлического завода (1914–1918)

Крупный ученый, специалист в области морской артиллерии, создатель первых отечественных корабельных и береговых установок крупного калибра и артиллерийских железнодорожных транспортеров.

Родился в селе Родионовка Полтавской губернии.

Окончил Харьковский технологический институт (1896). Доктор технических наук (1944), профессор.

Работал в Петербурге (Петрограде) на Металлическом заводе (1896–1918): инженером-технологом (1896–1904), начальником артиллерийского технического бюро (1904–1914), техническим директором завода (1914–1918). В дальнейшем работал на Севастопольском судостроительном заводе, занимал руководящие должности в проектных организациях Одессы, Казани, в послевоенный период работал начальником отдела и техническим консультантом в одном из крупнейших конструкторских бюро Ленинграда.

В период работы на заводе руководил проектированием и изготовлением 10-дюймовых башенных установок для броненосцев «Пересвет» и «Ослябя», 12-дюймовых установок для броненосцев «Ретвизан», «Иоанн Златоуст», «Св. Евстафий», 8- и 12-дюймовых башенных установок для кораблей «Андрей Первозванный», «Император Павел I». Разработал проект башенных установок для 8-дюймовых орудий длиною в 45 калибров для крейсеров «Баян», «Паллада», а также 8-дюймовых станков с кронштейнами дли башен крейсера «Адмирал Макаров», строящегося во Франции.

В 1909 году МТК объявил конкурс на разработку трехорудийных 12-дюймовых станков. В конкурсе участвовали как российские, так и крупнейшие зарубежные фирмы: «Виккерс» (Англия), «Крупп» (Германия), «Шнейдер» (Франция), «Шкода» (Австрия). В результате рассмотрения представленных проектов трехорудийных башенных установок для линейных кораблей в 23 тыс. тонн водоизмещения проект, разработанный артиллерийским конструкторским бюро Металлического завода под руководством А.Г. Дукельского, был признан лучшим. Руководил работами по созданию установок для кораблей «Севастополь», «Петропавловск», «Гангут».

В 1913 году Металлический завод получил заказ на изготовление и сборку разработанных под руководством Дукельского четырех 14-дюймовых установок для крейсера «Измаил».

Руководил проектированием и изготовлением на Металлическом заводе береговых двухорудийных башен для фортов «Алексеевский» и «Николаевский». В основу этого проекта заложены трехорудийные башенные установки линкоров типа «Севастополь».

Инициатор создания первых отечественных береговых установок крупного калибра и железнодорожной артиллерии с использованием 14-дюймовых орудий башенных установок крейсера «Измаил». Под его руководством созданы железнодо­рожные артиллерийские установки ТМ-1-14 и ТМ-2-12. В 1934 году две батареи транспортеров ТМ-1-14 (по три в каждой) вошли в состав береговой обороны — батареи № 11 на Балтике, № 6 на Тихом океане.

Вел научную и преподавательскую работу в Артиллерийской академии им. Ф.Э. Дзержинского, Военно-Морской академии, Ленинградском военно-механическом институте. Автор «Исторического очерка развития проектирования и изготовления башенных установок в России. 1886-1917 гг.» (издание Артиллерийского управления РККА, 1931), «Исторического очерка развития проектирования и изготовления железнодорожных транспортеров» (М., Воениздат, 1946).

Награжден орденами: Св. Владимира 4-й степени, Ленина (1934), Отечественной войны II степени, Трудового Красного Знамени (1947). Лауреат Сталинской премии за разработку конструкций новых образцов морского артиллерийского вооружения (1946).