Рождение легенды

1896–1920

Символ новой, индустриальной России

Завод «Красный котельщик» родился в удивительную эпоху. Для человечества это было время открытий, время безудержной веры в новую науку, технику. Центром тогдашней прогрессивной мысли была Европа — оттуда и шла финансовая и техническая экспансия, послужившая формальной причиной рождения завода.

В 1896 году завод вошел в историю как акционерное предприятие, созданное русско-бельгийским обществом «Альберт Нев, Вильде и Кᵒ». Торговый Таганрог и его порт к тому времени стали своеобразной Меккой для купцов из многих стран мира. Сотни иностранных кораблей стояли на рейде в порту Таганрога.

Прямо из порта по железной дороге отходили тяжело загруженные поезда с различными грузами, а иностранцы увозили на своих кораблях приазовскую и донскую пшеницу, рожь и паюсную икру. В Таганроге в то время уже было открыто тринадцать консульств иностранных держав.

Начало пути

1896

Русско-бельгийское акционерное общество «Альберт Нев, Вильде и Кᵒ» построило котельный завод в Таганроге. Из Бельгии доставлено основное оборудование и конструкции для заводских корпусов: дыропробивные прессы, ножницы, радиально-сверлильные станки, гибочные вальцы, гидравлический пресс Тведеля, клепальные прессы, рычажно-подъемные краны.

Оборудование было не новое, но со своими функциями справлялось — завод исправно выпускал паровые котлы, мосты, стропила, чугунные отливки, оборудование доменных печей и шахт, подвески для трамвайных линий, механические части для нефтяной промышленности. 

Бельгийский период

1900–1916

В бельгийский период существования завода на площади в 16 гектаров в шести цехах по 12-14 часов в смену трудилось от полутора сотен до тысячи двухсот взрослых рабочих и подростков. Удельный вес котлостроения в продукции завода составлял немного — всего 30-40%. К 1916 году была увеличена площадь завода — с 10 до 15 десятин. Введен 8-часовой рабочий день. Общее количество работающих на заводе достигало 1200 человек. 

Котлы выпускались разнообразные: пароходные, паровозные, агрегаты типа «Фильда», «Тишбейна», «Ферберна», Шухова. Из современного по тем временам оборудования выпускались котлы «Фицнер», «Гампер», «Гарбе-Кестнер», ланкаширские. Производительность их составляла всего 2-3 тонны пара в час.

По современным меркам завод оставался большой мастерской. Тогда никто не мог предположить, что завод вырастет в гиганта мировой котлостроительной индустрии и марка «ТКЗ» станет ведущей в отечественном котлостроении.